Систематически проводимые профосмотры выявили большую заболеваемость детей. Есть дети с хроническими заболеваниями. Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине в настоящее время не под силу.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Валеология – комплексная наука, т. е. междисциплинарное интегративное направление о механизмах формирования, сохранения, укрепления индивидуального здоровья, наука направлена на самопознание, самосовершенствование и само коррекцию. В основе валеологии лежит представление о генетических, психофизиологических резервах различных функциональных систем, их взаимосвязанной деятельности, соподчиненности, которые обеспечивают устойчивое – здоровое состояние физического, биологического, психологического, социокультурного развития человека.

Цель занятий валеологии: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Основная форма проведения занятий: игра, соревнование, конкурс, викторина.

Курс «Две недели в лагере здоровья» предназначен для учащихся 4 классов. Рассчитан на 34 занятий в год, 1 раз в неделю.

Цель курса - формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи курса:

- расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила;

- формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждать у детей интерес к народным традициям, связным с питанием здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Умения и навыки:

- знать и выполнять основные правила питания;

- соблюдать режим питания;

- знать и выполнять правила этикета, связанные с питанием;

- знать и уважать народные традиции, связанные с питанием и здоровьем;

- знать компоненты ежедневного рациона питания, их структуру.

Литература:

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. «Две недели в лагере здоровья»
  2. Брехман И. И. «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
  3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья»