Тема урока: Юмористические рассказы. Н.Н.Носов «Федина задача».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника. (Познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача».)

 

 

Задачи:

  1. Образовательные:

Формирование приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности;

Формирование умения самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора;

Совершенствование умения самостоятельно находить отрывки по заданию, проводить словарную работу.

 

       2. Развивающие:

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Развивать умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисо­вать) то, что представили;

Развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

       3. Воспитывающие

Воспитание нравственных качеств, самодисциплины;

Воспитание интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Потреб­ности в чтении;

Обучение высказыванию и аргументированию своего отношения к прочитанно­му (что понравилось из прочитанного и почему).

Воспитание прилежания к учёбе через рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»

Основной дидактический метод: метод анализа художественного текста

Частные методы и приёмы: беседа, работа с учебником, игра, обобщения, здоровьесберегающий(физкультминутка, гимнастика для глаз).

Ход урока

     1. Орг. момент. (психологический настрой).

-Ребята сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуйте их,

Повернитесь друг к другу улыбнитесь, я желаю вам в течении всего нашего урока хорошего настроения.

     2. Работа над скороговоркой.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха

1)  прочитать тихо, медленно

2)  прочитать быстрее, громче

3)  не повышая голоса, сделать ударение на 2 слове

- Что сейчас прочитали?

-Для чего нам нужны скороговорки? (разв. речи, чёткое произ. отдельн. слов)

- Прочитайте скороговорку быстро (индив. опрос)

-Какое у вас настроение вызвала эта скороговорка? (веселое, радостное).

      3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока : Юмористические произведения.

 - На какие  вопросы вы   хотели бы найти ответы?

 Портрет: А.Л.Барто (игрушки)

               Н.Н.Носов («Фаентазёры», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы»)

               В.Ю.Драгунский («Денискины рассказы» , « Тайное становится явным», « Англичанин Павел», «Он живой и светится»)

- Как связаны между собой эти писатели?

 - Для кого они писали? О чём?

 Они писали произведения о детях и для детей.(

 -Приведите примеры.

 -Какие это произведения по характеру?

 Юмористические

 - Что такое юмор?

 Юмор- изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде с сочувствием.

 - Есть ещё сатирические произведения.

 -Кто знает, что такое сатира?

 Сатира - художественное произведение остро и беспощадно высмеивающее отрицательные качества и поступки.

 -Итак, Юмор- это добрый смех, а сатира- злой смех.

 -Одним из главных юмористических писателей является Н.Н.Носов.

Прочитайте заголовок произведения , которое мы будем читать?

«Федина задача»

- Можем ли мы по заголовку предположить, кто главный герой произведения?

 -Какие ещё сведения нам даёт заголовок?

 - Предположите, что могло случиться с Федей и как это может быть связано с задачей?

     4. Первичное восприятие текста:

 а) Чтение цепочкой

 б) Словарная работа

Репродуктор – это радио

Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)

Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Титулярный советник – это гражданский чин в царской России

Полуденный? (это полдень)

     5. Проверка первичного восприятия текста:

-Понравилось ли произведение? Чем?

- Верны ли были наши предположения?

     6 . Разминка для глаз: иллюстрация с комнатой.

- Как вы думаете мог ли быть в комнате Феде такой беспорядок?

- Поставьте глазками вещи на место.

    7. Физкультминутка:

    8. Работа с текстом в группах

- Предлагаю вам более подробно поработать с содержанием текста и определить характер главного героя, чтобы понять, почему Федя так и не решил задачу? 

Ваша задача прочитать текст ещё раз и найти примеры, которые говорят о характере мальчика.

- Какой Федя?

    9. Фронтальная проверка выполнения задания в группах

* радость, что никто не будет мешать

* ответственный, сразу принялся за дело

* весёлый

* настойчивый

* упорный

* любознательный

* невнимательный (если путается)

* часто отвлекается

* не может сосредоточиться

* неусидчивый

* неорганизованный

На доске портрет Феди - дети пишут черту его характера и приводят пример из текста)

-Н.Носов наделил своего героя вот такими чертами характера.

-А как относится автор к своему герою? ( Ему Федя нравится. Он его и осуждает и сочувствует ему) 

– Как вы думаете это юмористический или сатирический рассказ?

( скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдываети его. Федя ещё ребёнок он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других; автор показывает смешное и сочувствует герою, смех-добрый) 

-Над какой чертой характера смеётся Носов? ( Неумение сосредоточиться на чём-то важном. Например, на решении задачи)

- Чему хотел научить нас автор, написав этот юмористический рассказ о мальчике Феде?

 - Какими пословицами можно определить главную мысль произведения? (Делу-время, потехе-час; Сделал дело-гуляй смело.)

     10. Работа групп сменного состава: творческая работа

Предлагаю вам выполнить творческую работу:

1группа : « Сочинялки»- Придумайте продолжение: Что на следующий день могло произойти в школе?

2группа: « Полезные советы»

3 группа: « Читалки» (выберите наиболее понравившийся эпизод и прочитайте его по ролям)

-Что такое эпизод? (часть   художественного произведения, которая обладает самостоятельностью, завершённостью и влияет на развитие действия.)

4 группа: « Решалки»

Составьте и решите задачу, которую решал Федя.

Задача № __________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?

    11. Проверка работы творческих групп:

1. Чтение по ролям

2. Что могло произойти

3. Советы

4. Задача

    12. Игра на внимание:

Если вы согласны со мной -встаньте, если нет-сядьте

- Юмор это злой смех?

- Юмор - это лёгкая усмешка?

- Юмор – это осуждение?

- Это рассказ юмористический?

- В нём рассказывается о сестре Феди Рине?

- В нём рассказывается о Феде Рыбкине?

- Федя не решил задачу - она была трудная?

- Федя не решил задачу - он был ленивый?

- Федя не решил задачу – мальчик отвлекался?

   13. Проба пера - индивидуальная работа

Напишите отзыв о рассказе Н.Н.Носова. ( Что должны написать…..)

   14. Итог

   15. Задание на дом: