Тема урока: Юмористические рассказы. Н.Н.Носов «Федина задача».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника. (Познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача».)
Задачи:
- Образовательные:
Формирование приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности;
Формирование умения самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора;
Совершенствование умения самостоятельно находить отрывки по заданию, проводить словарную работу.
2. Развивающие:
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Развивать умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
Развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения.
3. Воспитывающие
Воспитание нравственных качеств, самодисциплины;
Воспитание интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста;
Потребности в чтении;
Обучение высказыванию и аргументированию своего отношения к прочитанному (что понравилось из прочитанного и почему).
Воспитание прилежания к учёбе через рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»
Основной дидактический метод: метод анализа художественного текста
Частные методы и приёмы: беседа, работа с учебником, игра, обобщения, здоровьесберегающий(физкультминутка, гимнастика для глаз).
Ход урока
1. Орг. момент. (психологический настрой).
-Ребята сегодня у нас присутствуют гости, поприветствуйте их,
Повернитесь друг к другу улыбнитесь, я желаю вам в течении всего нашего урока хорошего настроения.
2. Работа над скороговоркой.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха
1) прочитать тихо, медленно
2) прочитать быстрее, громче
3) не повышая голоса, сделать ударение на 2 слове
- Что сейчас прочитали?
-Для чего нам нужны скороговорки? (разв. речи, чёткое произ. отдельн. слов)
- Прочитайте скороговорку быстро (индив. опрос)
-Какое у вас настроение вызвала эта скороговорка? (веселое, радостное).
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Тема нашего урока : Юмористические произведения.
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
Портрет: А.Л.Барто (игрушки)
Н.Н.Носов («Фаентазёры», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы»)
В.Ю.Драгунский («Денискины рассказы» , « Тайное становится явным», « Англичанин Павел», «Он живой и светится»)
- Как связаны между собой эти писатели?
- Для кого они писали? О чём?
Они писали произведения о детях и для детей.(
-Приведите примеры.
-Какие это произведения по характеру?
Юмористические
- Что такое юмор?
Юмор- изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде с сочувствием.
- Есть ещё сатирические произведения.
-Кто знает, что такое сатира?
Сатира - художественное произведение остро и беспощадно высмеивающее отрицательные качества и поступки.
-Итак, Юмор- это добрый смех, а сатира- злой смех.
-Одним из главных юмористических писателей является Н.Н.Носов.
Прочитайте заголовок произведения , которое мы будем читать?
«Федина задача»
- Можем ли мы по заголовку предположить, кто главный герой произведения?
-Какие ещё сведения нам даёт заголовок?
- Предположите, что могло случиться с Федей и как это может быть связано с задачей?
4. Первичное восприятие текста:
а) Чтение цепочкой
б) Словарная работа
Репродуктор – это радио
Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)
Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.
Титулярный советник – это гражданский чин в царской России
Полуденный? (это полдень)
5. Проверка первичного восприятия текста:
-Понравилось ли произведение? Чем?
- Верны ли были наши предположения?
6 . Разминка для глаз: иллюстрация с комнатой.
- Как вы думаете мог ли быть в комнате Феде такой беспорядок?
- Поставьте глазками вещи на место.
7. Физкультминутка:
8. Работа с текстом в группах
- Предлагаю вам более подробно поработать с содержанием текста и определить характер главного героя, чтобы понять, почему Федя так и не решил задачу?
Ваша задача прочитать текст ещё раз и найти примеры, которые говорят о характере мальчика.
- Какой Федя?
9. Фронтальная проверка выполнения задания в группах
* радость, что никто не будет мешать
* ответственный, сразу принялся за дело
* весёлый
* настойчивый
* упорный
* любознательный
* невнимательный (если путается)
* часто отвлекается
* не может сосредоточиться
* неусидчивый
* неорганизованный
На доске портрет Феди - дети пишут черту его характера и приводят пример из текста)
-Н.Носов наделил своего героя вот такими чертами характера.
-А как относится автор к своему герою? ( Ему Федя нравится. Он его и осуждает и сочувствует ему)
– Как вы думаете это юмористический или сатирический рассказ?
( скорее юмористический. Носов хоть и смеётся над мальчиком, но оправдываети его. Федя ещё ребёнок он всему научится. К тому же его черта характера не опасна для других; автор показывает смешное и сочувствует герою, смех-добрый)
-Над какой чертой характера смеётся Носов? ( Неумение сосредоточиться на чём-то важном. Например, на решении задачи)
- Чему хотел научить нас автор, написав этот юмористический рассказ о мальчике Феде?
- Какими пословицами можно определить главную мысль произведения? (Делу-время, потехе-час; Сделал дело-гуляй смело.)
10. Работа групп сменного состава: творческая работа
Предлагаю вам выполнить творческую работу:
1группа : « Сочинялки»- Придумайте продолжение: Что на следующий день могло произойти в школе?
2группа: « Полезные советы»
3 группа: « Читалки» (выберите наиболее понравившийся эпизод и прочитайте его по ролям)
-Что такое эпизод? (часть художественного произведения, которая обладает самостоятельностью, завершённостью и влияет на развитие действия.)
4 группа: « Решалки»
Составьте и решите задачу, которую решал Федя.
Задача № __________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?
11. Проверка работы творческих групп:
1. Чтение по ролям
2. Что могло произойти
3. Советы
4. Задача
12. Игра на внимание:
Если вы согласны со мной -встаньте, если нет-сядьте
- Юмор это злой смех?
- Юмор - это лёгкая усмешка?
- Юмор – это осуждение?
- Это рассказ юмористический?
- В нём рассказывается о сестре Феди Рине?
- В нём рассказывается о Феде Рыбкине?
- Федя не решил задачу - она была трудная?
- Федя не решил задачу - он был ленивый?
- Федя не решил задачу – мальчик отвлекался?
13. Проба пера - индивидуальная работа
Напишите отзыв о рассказе Н.Н.Носова. ( Что должны написать…..)
14. Итог
15. Задание на дом: