Печать

Тема: Жизнь насекомых весной после зимней спячки.

Цели урока:

Образовательные:

 

Развивающие:

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любознательность, эстетические чувства.
  2. Развивать эмоции, творческие способности.
  3. Показать бережное и экологически правильное отношение к насекомым.

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний детей

 Пришла, улыбнулась — утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.

 

- Какие чувства вызвали у вас эти строки?

 

Тогда повернитесь друг к другу,

Дотроньтесь ладошками

И передайте друг другу своё хорошее настроение.

 

- Объясните, почему вы решили, что в этом стихотворении говорится о весне?     

- Какие изменения происходят с приходом весны в неживой природе?

- Почему?

*снег тает   

*почему солнце греет и т.д.

               

Говорят, три дела есть у весны, три завета. Тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется. Снег согнать, землю отогреть и разбудить – это дело апреля. Тридцать дней апрель землю греет, из ручьев водой отпаивает. Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается маю.
                                                                                                                                   Н.Михайлова

 

- Какие изменения произошли с приходом весны в живой природе?

- А много ли насекомых вы встречали зимой? Почему?

- Почему насекомые зимой находятся в спячке?

- Где провели зиму насекомые?

 

  1. Речевая разминка

- Каких вы знаете насекомых? При ответе используйте слова Я ЗНАЮ…… и т.д.

  1. III.Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

Насекомые на парте

-Кто это?

-Как вы думаете о ком пойдет речь на нашем уроке?

- А что бы вы хотели узнать на уроке?

- Сегодня на уроке мы   с вами вспомним и узнаем новое о том , как живут насекомые и чем занимаются?

  1. IV. Работа по теме урока.
  2. Рассмотрите насекомых, что общего в их строении?. Покажите.(голова, грудка, брюшко, лапки, крылышки, глаза- насекомые хорошо видят своими огромными глазами. Их глаза состоят из множества простых маленьких глазков. Они могут видеть даже сзади, не поворачивая при этом головы.)

2. Игра « Насекомое или нет?»

3. Дыхательная гимнастика.

-Просыпаются насекомые. Встали все , покажем как они это делают.

Вдох- выдох и т.д.

Произнесем скороговорку:

- Кому из насекомых могут принадлежать эти слова?

4. Работа с коллекцией жуков.

Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила работы.

а). Не перебивать.

б). Выслушать мнение каждого.

- Внимательно рассмотрите жучков.

- Каких жучков вы знаете , встречали? Расскажите о них друг другу.

Тихая музыка

- Каких знакомых жучков увидели?

- А можно ли их назвать насекомыми?

Музыка громче

- Что это за голоса? Откуда они раздаются?

- Все понятно проснулись насекомые, просыпаются и луга, леса, поля, травка зеленеет, солнышко блестит.

- А вам хотелось бы оказаться на такой полянке прямо сейчас?

В путь…взялись за руки..( музыка)

- Где мы очутились? Что вы видите?

- А вот и первый житель нашей полянки.

- Кто это?

Кузнечик

-Какой он?

Почему зеленый?

Кузнечику зелёная окраска помогает спрятаться от врагов.

- Зачем ему прятаться?

Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется.

- Где он живет?

Живёт в траве

- Чем питается?

Питается в основном растительной пищей.

- Для чего ему длинные усы?

Длинные усы помогают кузнечику далеко вокруг себя ощупывать предметы.

-А это кто?

Комар

- Почему говорят надоедливый комар?

- А кто знает как появляются маленькие комарятки? Где?

Тонкий писк летящего комара это не что иное как пение крыльев. Комару приходится так часто ими махать, что появляется звук – писк.

- Кто знает все ли комары кусаются?

Кусаются только самки – комарихи. Кровь является пищей для комарихи. Комар – самец кровь не пьёт. Он питается соком растений.

- А кто знает как появляются маленькие комарятки? Где?

Самка комара откладывает крохотные яички в какое-нибудь вместилище стоячей воды. Откладывает по одному яичку, а затем склеивает их воедино. 200-300 яичек.
Проходят три дня, и яички лопаются. И похожая на червячка личинка, извиваясь, спускается в родимое болото.

Картинки личинки комара

Через две или три недели превращается в куколку.

(капсула- пока, картинка -куколки)

У куколки развиваются крылья, ноги. Комар как бы переодевается: у него появляются крылышки . Он разрывает верхний край оболочки и вылезает из нее. Комара еще не обсох, не расправил крылья и летать не может. Как только высохнут его крылышки – взрослым насекомым.

(картинка взрослого насекомого)

 

- А кто видел стрекозу? Где?

- Кто нам её покажет?

 

Стрекоза- хищники. Очень прожорлива. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Стрекозы охотятся на комаров и мошек. - А сейчас не будем нарушать тишину и покой насекомых и тихо -тихо возвращаемся на свои места.

И работаем с рубрикой « Это интересно»

Комар: Комары живут от 10 суток до 2 месяцев.

Стрекоза:

Добычу стрекоза ловит ногами.

Комара стрекоза съедает прямо на лету.

А муху — садясь на веточку.

Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах.

 

Пчела

( звуки)

- Закройте глазки, голоса каких насекомых вы слышите? (пчелы)

“Сок из цветов она берет,
И в сотах копит сладкий мед”

- Где живут пчелы?

Работа с рисунком.

В одном улье может жить несколько тысяч пчел.

- К нам на урок прилетели гости, давайте их послушаем. Дети в костюмах пчел. Инсценирование.

Матка

Я матка, самая главная в семье! Я непрерывно откладываю яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И по размерам я крупнее остальных пчел.

Рабочая пчела

Мы – рабочие пчелки . За нектаром летаем. У нас есть длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им мы и слизываем нектар.

Трутень

- В семье нас несколько крупных самцов. Мы не собираем нектар и пыльцу, а нужны только для размножения. После того, как мы выполним свою работу, пчелы нас выгоняют или убивают. Это конечно жестоко, но пчелы не любят бездельников. Ведь мы больше ничего не делаем.

Пчела – строитель

Я леплю из воска новые соты, у нас большая семья всем нужны квартиры.

Пчела – няня

А я ухаживаю за маткой и личинками. Все работают, а за малышами нужен уход.

- Чем отличаются пчелы, от тех насекомых, которых мы уже изучили?

(Коллективные насекомые)

- Как живут пчелы? (семьями)

- Перечислите, какие обязанности есть у пчел в пчелиной семье?

- Чем питается пчела? (Нектаром цветочных растений, пыльцой)

Прочтите поговорку. Как вы её понимаете?

- Почему народ сложил такую поговорку?

Работают, как пчелы”

- Чем полезна пчела человеку? (Дает мед, лечит людей, из пчелиного яда получают много лекарств, кормит животных )

- Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.

- Чем полезна пчела растениям? (опыляет)

- Чем опасна пчела? От укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. Вот еж совершенно не реагирует на укус пчелы.

-А что нужно делать при встрече с пчелой?

- Кто хочет поселить пчелку на нашу полянку?

- Какие еще насекомые питаются нектаром? (бабочка)

Бабочки

-Поселим сюда и бабочек.

Муравей

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет

- Кто видел муравья? Где он живет?

- Из чего построен муравейник?

- Для чего нужны хвоинки?

- Какую пользу приносят муравьи? Как их называют?

-Почему?

Их называют лесными санитарами. Потому что они уничтожают 15- 20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных они не трогают.

Рубрика « Это интересно»

Муравьи живут семьями.

Высота муравейника до 1 метра.

Часть помещений муравейника находится в земле, там много ходов и камер, где хранятся яйца, личинки и куколки.

Своим усиками - антеннами они не только воспринимают всякие звуки и запахи, но и передают друг другу какие- то сведения.

Вот такой интересный муравей.

  1. VI. Обобщение

- Посмотрите как преобразилась наша полянка. Послушайте, что вы слышите?

- Всех ли насекомых мы посадили?

- Конечно нет. Их очень много.

 

Голоса насекомых

Воображаемые ситуации.

Спокойная жизнь у насекомых тоже бывает не всегда.

- Если бы насекомые заговорили, чтобы они могли рассказать нам?

Работа в тройках

Посмотрите на это прекрасное творение природы. И помните, всё что нас окружает надо беречь. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. К ним относятся шмели, жуки-олени, некоторые бабочки.

- Как могло случиться , что некоторые виды насекомых на грани исчезновения?

-А что может произойти, если разрушить истребить муравейники?

 

Осенью, нас буквально заполонили божьи коровки. Они залетали к нам в форточки, заполняли чердаки, сараи, гаражи.

Жители нашего района стали вести борьбу с этими насекомыми.

Они собирали их в банки, сжигали, уничтожали. Разными способами старались от них избавиться.

Нам с вами сейчас надо решить правильно ли поступали жители поселка?

- Ваши мнения? (Божья коровка полезное насекомое, уничтожает вредных насекомых) Самостоятельно нельзя уничтожать насекомых, это может привести к катастрофе.

 

Божья коровка – спокойный медлительный жучок.

На ножках у коровки выделяется оранжевое молочко. Оно ядовито и плохо пахнет.

Питается тлей (которые сосут сок у растений).

За день съедает 200 тлей.

 

Работа в группах

Задания:

1. группа – обведите только насекомых. Вспомните что у них общего?

2. группа – выберите те картинки, которые относятся к пчелке

3. группа- соберите двух насекомых. Что вы о них знаете?

4. группа – работа с.161 по заданию

Отчет групп

 

В мире интересного”

Большинство насекомых живут год или меньше.

 

Игра “Выбери правильный ответ”. (группа мальчиков и девочек)

1. После какого времени года наступает весна?

2. Как весну называют в народе?

3. Кто плачет только весной?

4. Во что превращается снег на солнце?

5. Какие части растений “радуются” тому, что тает снег?

6. Что происходит со льдом на реке весной?

7. Какие птицы прилетают весной первыми?

8. Что появляется на полях, когда тает снег?

9. Признаки какого периода весны мы назвали?

- Какое настроение у людей с приходом весны, когда все просыпается?

- А какое у вас? Покажите. ( солнышко, солнышко, тучка)

  1. VII. Итог

- Чем мы занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Что было для вас самым интересным?