Печать

Тема: «Справедливость»

Цель: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, справедливости и свободе.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием справедливости, признаками справедливости; составить моральные правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

2. Воспитывать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; умение отвечать за свои поступки.

3. Развивать речь детей, память, мышление, умение слушать своих товарищей;

 

 

Ход урока.

  1. I. Организационный момент.
  2. II. Актуализация знаний детей. Проверка домашнего задания.
  3. Разминка ( повторение понятий)

ДОБРО- образец поступков людей и отношений между ними)

ДОБРОДЕТЕЛЬ – положительные качества людей

   СВОБОДА ( Моральный выбор- выбор между различными способами поведения) – способность человека определять свое поведение, учитывая законы природы и общества.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- это черта характера личности, которая отвечает за свой собственный выбор ( Свобода выбора, Преднамеренность – поступок совершается сознательно, Последствия)

МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ – это осознание человека необходимости совершать свой моральный долг.( или моральные обязанности)

-Назовите основные моральные обязанности каждого человека.

РОДИТЕЛЬСКИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ В ОБЩЕСТВЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ

УВАЖЕНИЕ ПРАВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

БЕСКОРЫСТНАЯ ПОМОЩЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ

БЛАГОДАРНОСТЬ

ЗАБОТА О БОЛЬНЫХ И ПОЖИЛЫХ РОДСТВЕННИКАХ и т.д.

  1. Проверка домашнего задания.

- Кто рассказал дома родителям о моральном долге? Обязанностях каждого человека? Какие примеры привели вам родители?

- Вам нужно было написать о вашем моральном долге в школе

- выполнять домашнее задание и т.д., перечислите:

- учиться;

- слушаться и уважать старших;

- А в чем особенность морального долга каждого человека?

Вывод: Самое главное - это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное, выполнять моральные обязанности не по принуждению.

Объясните высказывание: « СОЗНАВАТЬ ДОЛГ И НЕ ИСПОЛНЯТЬ ЕГО - ЭТО ТРУСОСТЬ.»

                                                                                                       Конфуций

  1. III. Работа по теме урока.

1) Введение в тему урока:

Послушайте рассказ  очень внимательно и подумайте о   каких моральных правилах этот рассказ ?

Чтение рассказа учителя: «Справедливость.»

- О каком моральном правиле между людьми говорится в этом рассказе?

2) Прочитайте тему нашего урока: ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

- Как вы думаете на какие вопросы мы должны найти ответы?

ПЕРЕЗЕНТАЦИЯ 2

ЧТО ТАКОЕ СПРВЕДЛИВОСТЬ?

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ МОЖНО СУДИТЬ О СПРАВЕДЛИВОСТИ?

КАКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА НУЖНО СОБЛЮДАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ?

3) Работа в группах:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это……

Высказывания детей.

4) Работа по содержанию прочитанного текста:

а) Ответ на первый вопрос.

- Вспомните как делили хлеб на фронте?

Обратите внимание резали хорошим ножом, чтобы не пропала ни одна крошка хлеба.

- А для чего просили отвернуться и спрашивали « Это кому?»

- То есть делили по справедливости. Все солдаты воевали и все в равной степени имели право на кусочек хлеба.

- Можно ли назвать это моральным правом? А между кем? ( между людьми)

Сформулируйте что же такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ- моральные правила, которые складываются между людьми.

- С какими уже известными вам понятиями можно связать понятие справедливости, на примере данного рассказа? (свобода, ответственность, добро, добродетель и т.д.)

Итак, что же такое справедливость?

Мы ответили с вами на поставленный вопрос?

б) Ответ на второй вопрос:

- Кто хоть раз задавал себе вопрос: - Справедливо ли мне поставили оценку? – Справедливо ли меня наказали родители?

По каким же признакам можно судите о справедливости, а разобраться в этом нам поможет сказка. Давайте вспомним содержание сказки Владимира Одоевского   «Мороз Иванович»

Я вам напомню: « Жили- были Ленивица и Рукодельница, продолжайте…..

СЛАЙДЫ по сказке

- Почему Мороз Иванович по разному отблагодарил девочек за их работу? Разве это справедливо?

Вывод: За хорошую работу человек заслуживает награду, а за плохую справедливо наказан.

Это называется ПРИЗНАК СОРАЗМЕРНОСТИ, человек должен знать, за что получит награду. ( поступок должен быть оценен по заслугам)

- А думала ли Рукодельница о награде?   Почему она выполняла работу от которой мерзли руки? Может быть еще есть какая- то причина? ( забота о пожилых людях, доброта, свобода выбора, ответственность?

- Как вы думаете было бы справедливо, если бы за одну и ту же работу, выполненную по разному Ленивица и Рукодельница получили одинаковую награду?

- А будет ли справедливо, если успевающие ученики получат разные оценки?

- Что же такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ? (моральные правила, которые складываются между людьми и люди за выполнения этих правил получают награду или наказание)

- Что такое СОРАЗМЕРНОСТЬ? ( поступок должен быть оценен по заслугам)

 

- Существует еще признак справедливости: ПРИЗНАК УРАВНИВАНИЕ

- Как вы понимаете это слово?

Пример: Уборка в классе- распределение заданий, каждому дается посильная работа, посадка клумбы и т.д.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СОРАЗМЕРНОСТЬ           УРАВНИВАНИЕ

Запишите эти понятия в тетрадь своими словами. ( зачитывание высказывания детей)

СЛАЙД - иллюстрации

- Соразмерность т.к. человек получил награду за свой упорный труд

- А вас наказывают родители? За что? – соразмерность

- Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия, богиня правопорядка, устроительница и блюстительница нравственных основ и всего строя жизни. Она исполняет обязанности Зевсова глашатая на Олимпе, созывает богов на собрания,

Благодаря заботам Фемиды поддерживается внешний порядок как в жизни богов на Олимпе, так и среди людей на земле .Под ее же покровительством находятся все ищущие гостеприимства, угнетенные, потерпевшие несправедливость. Как блюстительнице установленного в мире порядка, Фемиде . приписывалась способность предсказывать будущее.

в) Ответ на третий вопрос:

- Как вы думаете легко ли быть справедливым? Обоснуйте ответ.

- Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым? А к кому в первую очередь? ( к окружающим)

Сейчас мы с вами построим домик , из моральных правил.

- Из чего строится дом? Вот и у нас есть кирпичики, но будьте внимательны не все кирпичики мы можем использовать при постройке дома, а только те которые соответствуют моральным правилам СПРАВЕДЛИВОСТИ.

Кирпичики: ОБМАНЫВАТЬ ЛЮДЕЙ ,   ГОВОРИТЬ ПРАВДУ ,       ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ,   ПРИЧИНЯТЬ ЗЛО , СТРЕМИТЬСЯ К БОРЬБЕ С ПОРОКАМИ И НЕДОСТАТКАМИ,   СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЗАЩИЩАТЬ МЛАДШИХ, АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ, СТРЕМИТЬСЯ НАЙТИ РЕШЕНИЕ КОТОРОЕ УСТРОИЛО БЫ ВСЕХ, БЫТЬ ГОТОВЫМ ПОНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, УНИЖАТЬ ЛЮДЕЙ, СЧИТАТЬ ВСЕГДА СЕБЯ ВО ВСЕМ ПРАВЫМ, УМЕТЬ ПРИЗНАВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ СВОИ ОШИБКИ.

- Два пустых кирпичика: в группах – напишите моральное правило справедливости.

Крыша: МОРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА СПРАВЕДЛИВОСТИ.

  1. IV. Подведение итогов.( по опорам)

...единственный путь к справедливости - это честное отношение к другим людям.

 

                                                                                               Роберт Хайнлайн

Если можешь совершить благодеяние, пусть самое малое, никогда не пренебрегай им; если же совершил злодеяние, не оправдывайся тем, что оно невелико.

                                                                                                             У Чэнъэнь

 

Добродетель и справедливость - дороже золота.

 

  1. V. Домашнее задание.

Расскажите случаи из жизни, когда с вами или с вашими знакомыми поступили несправедливо/справедливо. Объясните почему.